В конвенции о правах ребёнка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста».
По нашему мнению, взяв за основу этот тезис, выстраивая программу, можно положить несколько необходимых условий, обеспечивающих эффективное влияние на личность ребенка, или создающих предпосылки для личностного роста, а именно:
Нашу программу мы относим к категории комплексных программ, поскольку она объединяет в своём содержании разноплановую деятельность лагеря и раскрывает различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях ДОЛ.
По времени реализации программы мы можем отнести её к категории долгосрочных программ, реализуемых в течение длительного времени. Наша программа в большей степени ориентируется на многолетний опыт работы коллектива лагеря, мы можем назвать нашу программу авторской.
Дети от 7 до 15 лет, учащиеся общеобразовательных школ Москвы и Подмосковья.
Актуальность программы обуславливается её направленностью на общие и не уходящие ценностные ориентиры – здоровый образ жизни, патриотизм, творчество и саморазвитие, коммуникативная компетентность, семейные ценности.
Программа, которая была принята в ДОЛ «Орлёнок», ставит перед собой следующие цели:
1. Педагогическая (цель педагогов): Создание условий для оздоровления и укрепления здоровья детей, разностороннего личностного развития, социальной адаптации, детского самоуправления, патриотического воспитания, формирования культуры поведения и семейных ценностей.
2. Личностноориентированная (цель в интересах детей): Воспитание в ребёнке познавательной активности, творческих и коммуникативных навыков, патриотизма и формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для достижения цели были приняты следующие задачи:
В основу стратегий реализации этих задач, мы положили деятельностный подход. Весь социальный, трудовой, творческий, коммуникативный опыт ребенок получает через деятельность – разнообразную, продуктивную, хорошо организованную.
I. Стратегия: Творчество, как способ реализации и понимания себя, включения ребенка в коллектив, получения положительного эмоционального и коммуникативного опыта.
Творческая работа осуществляется на нескольких уровнях:
Задача вожатых на этом уровне вовлечь детей в работу по созданию какого-нибудь творческого продукта – отрядный уголок, представление отряда в клубе, подготовка огонька и т.д.
Дети еще не знают друг друга, привыкают к новой для них обстановке и первый положительный эмоциональный опыт очень важен для них.
Каждая смена в ДОЛ «Орлёнок» насыщена мероприятиями, позволяющими ребенку попробовать себя в различных творческих видах деятельности.
Педагогическая задача таких мероприятий – воспитание вкуса, получение нового положительного опыта.
Реализуются эти задачи следующим образом:
– Подбор квалифицированных кадров, занимающихся творческой работой.
– Создание условий для творческой деятельности
– Планирование сетки мероприятий так, чтобы каждый ребенок несколько раз за смену имел возможность побывать на сцене, попробовать себя как сценарист, артист или режиссер.
Основная идея – предоставление выбора для деятельности разнообразной и не дублирующейся. Это обуславливает широкий выбор кружков, занятий по интересам, позволяющих ребенку попробовать себя в разных видах деятельности
Кроме этого, можно прогнозировать и наблюдать следующие изменения:
II. Стратегия: Трудовая деятельность как средство приобретения жизненных навыков и, опосредованно, воспитания и организации, а также, как средство реализации потребностей ребенка.
Говоря о значении общественно–полезного труда детей в ДОЛ «Орлёнок», мы имеем в виду два аспекта.
Первый состоит в пользе труда, т.е. в получении конкретного предметного результата произведенной детьми работы. Отрядный (личностный) уровень.
Второй связан с воспитанием, передачей элементов жизненных навыков, которые ребенок может применить в обыденной жизни.
В зависимости от этого, дети получают посильные задания, которые они действительно способны выполнить.
Трудовая деятельность реализуется на нескольких уровнях
Дети принимают участие в благоустройстве лагеря, поддержании чистоты и порядка на территории и в корпусах.
Педагогическая задача – обратить внимание ребенка на видимые результаты труда (уборки, благоустройства, получения навыка и т.д.) с тем, чтобы в его восприятии труд ассоциировался с положительными изменениями, удовлетворением.
Наряду с традиционными формами трудового воспитания, в ДОЛ «Орлёнок» используется метод – «поощрительный талончик». Это добровольная работа по трудовым нарядам, которая включает в себя посильный для детей труд, приносящий пользу лагерю. Ребята работают не более 1 часа.
– Помощь воспитателям младших отрядов.
– Помощь руководителям кружков.
Такая стратегия прекрасная иллюстрация того, что труд, это не постылая обязанность, а прекрасный способ удовлетворения своих запросов, желаний. Главное – действенность этих примеров во много раз эффективнее разговоров о пользе труда для общества и человека.
– Творческие мероприятия профориентационного направления, рассказывающие о профессиях «День профессий», «Экипаж».
– Практикориентированные мероприятия «День профсоюзов», «Бизнес день».
Можно прогнозировать и наблюдать следующие изменения:
III. Стратегия: Спортивно – оздоровительная работа, как профилактика и привлечение к ЗОЖ, социализация.
Понимание важности этой работы, прежде всего, исходит из того, что в период обучения в школе, большую часть времени дети проводят за партой, в замкнутом пространстве школы и дома. Дефицит физической, двигательной активности давно уже признан одной из основных проблем школьника
Работа в этом направлении осуществляется следующим образом:
Эти мероприятия непосредственно направлены на укрепление физического и психического здоровья детей.
Это, прежде всего, включение детей в спортивную работу лагеря, которая простраивается на следующих уровнях:
На этом уровне задача вожатых и спортивных работников предоставить возможности для реализации личного потенциала, включить в спортивную жизнь новичков.
На этом уровне важно не только включение ребёнка в спортивную жизнь отряда, но и формирование командного духа, сплоченности.
Что бы физкультурно-оздоровительная и массовая спортивная работа в ДОЛ «Орлёнок» была эффективной, способствовала укреплению здоровья детей, она заранее четко планируется.
Используя такую стратегию, можно наблюдать следующие достижения отрядного и личностного уровня:
IV. Стратегия: Патриотическое воспитание, социализация, как одно из условий развития личности.
Многолетний опыт нашей работы с детьми показывает, что формирование здоровых ценностей и воспитание в ребёнке личности актуально в любом возрасте. Именно поэтому стратегии патриотического воспитания, социализации, нравственного воспитания мы придаём большое значение и выстраиваем работу по её реализации так же на нескольких уровнях.
На этом уровне основное внимание вожатого сконцентрировано на решении локальных, личностных проблем, запросов, стремлений. Важное направление работы - коррекция поведения и коммуникативных навыков, создание благоприятной атмосферы принятия.
Важным направлением работы вожатого на этом уровне – формирование особой воспитывающей атмосферы отряда. Вожатый задаёт детям важные ролевые установки в поведении, влияние которых тем больше, чем меньше возраст ребёнка.
На этом уровне важным направлением разносторонней социально направленной деятельности детей становится не пассивное приспособление к правилам и нормам, а интеграция, т.е. активное взаимодействие со средой, где ребёнок делает сознательный выбор и способен понять и принять социальные навыки, нравственные и культурные ценности.
Можно прогнозировать и наблюдать следующие изменения и достижения:
Подводя итог вышеописанным стратегиям, хочется еще раз отметить, что основным достоинством данной программы является воплощение идеи ненавязчивого воспитания в деятельностном подходе, идея воспитывающей микросреды, внутри которой создаются различного рода возможности для личностного роста.
Как показано на схеме, воспитательные стратегии погружены в специально организованную среду, составляющими элементами которой являются:
Программа лагеря представляет собой развитую сеть мероприятий и мастер-классов в рамках летних смен. Каждая смена планируется перспективно, наполняется содержанием, в котором сочетаются все основные стратегии. В тоже время, предполагается коррекция перспективного плана, учитываются актуальные запросы детского коллектива (пожелания отрядов по подготовке мероприятий), возрастные особенности (преобладание возраста детей в смене), возможности педагогического коллектива.
Как было сказано выше, нашу программу мы относим к категории комплексных программ. А значит, результаты её в большей степени зависят от направленности конкретного ребёнка, его запросов, стремлений, проблем. Рассказывая о наших стратегиях, мы описывали планируемые результаты по каждой из них, предполагая активность ребёнка по данному направлению.
Но подводя итог, хочется выделить обобщенные планируемые результаты, а именно:
Основные критерии эффективности программы
Для работы в ДОЛ «Орлёнок», с целью максимальной реализации педагогических стратегий, привлекаются люди, имеющие или получающие специальное педагогическое образование, люди с опытом работы с детьми.
В весенний период проводится теоретическая и практическая подготовка педагогического состава на базе ДОЛ «Орлёнок».
Семинарские занятия, просмотр видеофильмов и фотоальбомов, отображающих мероприятия, проводившиеся в лагере летом, диспуты об организации и планировании мероприятий.
Наряду с теоретическими занятиями проходят и практические занятия. Вожатые получают возможность на конкретных примерах опробовать возможность проведения некоторых мероприятий, окунуться в различные воспитательные ситуации.
Составляются перспективные планы на все лето и планы - сетки на каждую смену. Проводится необходимый полный инструктаж.